Интервью с Андреем Рожновым (проект Soar Yoga)

Андрей РожновПредставляю Вашему вниманию интервью с Андреем Рожновым (проект SoarYoga), к чему мнению в вопросах практики я привык прислушиваться уже много лет.

Вопрос: Андрей, я знаю тебя достаточно давно, чтобы понимать, что твой подход к Йоге интересен окружающим. Скажи, сколько времени в день ты тратишь на практику йоги?

Ответ: На то, что называется “кайяама-стана-гати-крийя”, то есть процесс, которому подвергается организм, когда на него воздействует последовательность уравновешивающих движений в течение 24 минут” (термин и его расшифровка даны в кавычках, потому что это цитаты), уходит около полутора часов утром и такое же количество времени вечером. Но указанная величина изменчива. Иногда дольше, иногда короче…

Кроме того я уделяю внимание и время теоретической подготовке. То есть, мне интересно понимать процесс, каких общих требований (правил) желательно придерживаться, на что рассудку следует обращать внимание, и куда его (рассудок) отпускать не следует (рассудок обожает движение). По-моему, имеет смысл понимать, что такое человеческая форма, из чего она состоит, как это всё проявляется и как это можно и должно (!) использовать! Например, если бы мне было неясно, какую цель преследует положение тела, иизвестное в йоговких кругах под названием “гомукасана”, я бы для начала это выяснил, а затем использовал бы. Уже само название очень интересно… Го-мук’а-асана… Как минимум, три составные части. И у каждой – как минимум одно значение. Очень интересно!

Вопрос: У тебя сразу выработался такой ритм практики или он пришел со временем?

Ответ: Сразу ритм практики не вырабатывается. Ритм продолжает вырабатываться, изменяться, перестраиваться, подстраиваться. В этом мире всё происходит в пространстве и во времени. Кроме того, нужны дисциплина, регулярность, настойчивость, внимательность и так далее. Тогда вырабатывается ритм. Как и в любом другом деле, которое связано с приобретением опыта, с освоением процессов. Для того, чтобы “научиться” ходить, нужно приложить усилия. Правда? На это “уходит” какое-то время. Если вас интересует Йога как практическая, комплексная наука, как искусство, как практичекое умение (именно об этом говорят и самкья – теоретические основы йоги, и йога), изучайте, я подчёркиваю, изучайте Хатта Прадипику, Геранда Самхиту, Шива Самхиту, Шива Свародайю, Йога Сутру, а равно и комментарии к ним. Сюда же можно добавить Махаб’арату, Б’агават Гиту, тексты упанишад, иные источники. К примеру, даосские, суфийские и так далее. Истоки – едины. Каждое из таких “технических руководств” – кладезь информации, которую следует использовать.

Вопрос: Какое время суток ты предпочитаешь для практики?

Ответ: Я предпочитаю ранне утро и поздний вечер. Почему? Потому что в это время тихо. Ранним утром окружающие ещё спят, поздним вечером окружающие уже спят. Если человек отдаёт себе отчёт в том, что ему необходимо “сделать”, предпринять и с какой целью, с выбором времени сложности нет.

Вопрос: Бывают ли исключения?

Ответ: Бывают и исключения. Всяко бывает.

Вопрос: Я знаю, что в своей практике ты активно используешь лунный календарь. Ты мог бы поделиться, хотя бы в общих черта советами по его использованию. Как подойти к этому вопросу? С какой стороны?

Ответ: В общих чертах, для начала, по-моему, следует купить отрывной календарь, самый простой, в котором указаны дни лунного цикла. Там же можно почерпнуть информацию о самом лунном календаре и цикле. Затем следует внимательно наблюдать за тем, что происходит с организмом в зависимости от того или иного дня лунного цикла. До полнолуния луна “растёт”, а в организме энергия движится от стоп (от больших пальцев ног) к голове (к макушке). После полнолуния луна “убывает”, а в организме энергия движится от головы (от макушки) к стопам (к большим пальцам). Кроме того имеет смысл обратить внимание на то, что до полнолуния в организме доминирует левая ноздря, то есть, первые три дня – левая, затем – правая, и так – до полнолуния. После полнолуния в организме доминирует правая ноздря, то есть, первые три дня – правая, затем – левая, и так – до новолуния. После освоения этих процессов можно приступить к изучению других положений Шива Свародайи. Затем можно начинать использовать их на практике. Можно ещё ознакомиться с положениями текстов Горакши. Сидда Сиданта Падатти – очень хорош в этом отношении. Отношения человеческой формы с луной очень интересны. Об этом энциклопедии пишут.

Вопрос: Тот подход, который ты используешь уделяет очень много внимания работе с животом и ногами, а что бы ты порекомендовал в тех случаях, когда практику приходиться сводить к минимуму, например 20…30 минут в день? На чем сосредоточиться?

Ответ: Давайте называть вещи своими именами! Мне представляется, что целостная практика хатта йоги, как об этом говорится в технической литературе, состоит из асаны (подготовка, вход-выход, окончание), крийи, мудры, пранаямы и лайи. Причём, каждый из этих инструментов следует использовать необходимое количество времени. Почему? Потому что, во-первых, движение крови (энергии) никто пока не отменял. Во-вторых, с точки зрения йоги, все указанные инструмены при надлежащем использовании тем или иным образом оказывают влияние на те или иные ткани и их сочленения, энергетические токи, органы, функции. В-третьих, надлежащее использование указанных инструментов приводит к тем или иным результатам, отдаёте вы себе в этом отчёт или нет. Не стоит сводить хатта йогу к фитнес-программе. Это разные вещи.

Теперь, исходя из того, что вы прочитали выше, (помните, “гати“?) следует учитывать, что за (приблизительно) двадцать четыре минуты энергия совершает полный оборот в теле.

За 20-30 минут в день, вашу практику можно свести к тому, что называется “сукшма вьяяма, то есть подготовительные действия, суставная гимнастика, или к качественному самомассажу. Мне пресдставляется, что начинать следует с ног. Восприимчивые, сильные ноги – залог здоровья, качественного вдыхания и выдыхания, надлежащего функционирования практически всех внутренних органов от толстой кишки до сердца и лёгких… В этот промежуток времени можно “вложить” и изучение уддияны.

Это – общий подход. Конкретику нужно объяснять лицом к лицу.

Вопрос: Несколько лет назад, когда ты постоянно жил в Киеве и мог делиться со страждущими своими навыками регулярно, ты говорил о том, что выполняешь не менее 300 уддиян в день. А недавно, когда мы в беседе с тобой затронули этот вопрос, проскользнула фраза о том, что 300 уддиян – это только начало практики. Сколько ты делаешь втягиваний живота сейчас?

Ответ: Мне сложно назвать конкретную цифру, да и не главное это.

Давайте исходить из следующего. Предположим, что в нормальных условиях мой организм осуществляет 15 дыхательных циклов в минуту. Предположим, что вовремя йоговской практики, организм осуществляет 10 дыхательных циклов в мунуту. Если практика продолжается 10 минут, то у организма получается осуществить 100 уддиян (10х10=100). Если практика продолжается 20 минут, то у организма получается осуществить 200 уддиян. И так далее. Дело ведь не в количестве. Важно понимать, что это за упражнение, как осуществляется без причинения вреда, для достижения каких промежуточных целей используется и так далее. А “от балды” втягивать живот – много ума не надо. Уддияна принадлежит к категории инструментов, которые называются “мудра. Мудра – очень интересный и информативный термин.

С практикой уддияны, я подчеркиваю, не с разговорами на тему о том, что называется “уддияна“, с “опасностями“, которые за ней кроются, что и куда нужно “тянуть” или “толкать” и тому подобное, а с практическим её назначением и использованием, я познакомился на одном из семинаров Шандора Ремете во время одного из упражнений, которое оптимизирует выдыхание.

Оказалось, что в таких инструментах хатта йоги, как асана, крийя и мудра, уддияна используется в каждом дыхатльном цикле после каждого выдоха. Зачем? Это тема отдельного и подробного “интервью”, но лучше – на практике. Хотя общее назначение этой “техники” – очевидно. Без освоенной уддияны наули крийя недоступна. Без уддияны недоступны некоторые из шести действий. Без уддияны практика пранаямы просто невозможна. И так далее.

Во время того же семинара прозвучали и имя “Теос Бернар“, и названия его книжек. В одной из них я нашёл подробное и качественное описание одного из возможных подходов к изучению уддияны. Внимательно изучив описание, я стал использовать описанные упражнения как самостоятельную практику. И так практически каждый день в течение нескольких лет…

Вопрос: Я знаю, что именно ты готовил перевод Хатха-Йога Прадипики, для журнала YOГА. Над какими переводами ты работаешь сейчас?

Ответ: Я продолжаю изучать Геранда Самхиту и, соответственно, готовлю перевод для журнала. Какие-то главы уже напечатаны. Для себя я делаю ещё один перевод Хатта Прадипики с коментариями Браммананды. Есть и другие тексты, перевод которых лично мне интересен.

Вопрос: Как получилось так, что ты остановился на подходе к изучению и применению хатха йоги, который предлагал и предлагает Шандор Ремете? Когда это произошло в первый раз?

Ответ: Мне представляется, что подход, который предлагает Шандор, прост, понятен, последователен, доступен и “потребляем” (то есть, предложенное можно усвоить, если не пытаться “сразу стать на голову”), применим на практике и, что важно, – приносит результат. Я считаю, что этот подход предлагает понятную теоретическую информацию, подходы к её использованию в жизни и цель, для достижения которой используются теоретическая информация и практика.

А познакомился я с Шандором и с его подходом в 1999 году в Киеве. С тех пор я ежегодно езжу к нему учиться. Всё остальное время упражняюсь сам в соответствии с полученными индивидуальными рекомендациями.

Вопрос: Ну и последний вопрос: Ты довольно много путешествуешь, есть ли на Земле место в которое тебе хочется вернуться еще раз? Можешь поделиться с нами, его координатами?

Ответ: Честно говоря, мест, в которые хочется вернуться, немного. Крым (незасранные его части). Керала и Тамил Наду – это штаты на юге Индии. Некоторые части острова Бали в Индонезии. Безлюдные места на западе США (некоторые части Орегона, северной Калифорнии, Колорадо, Аризоны, Невады, Монтаны). Интересно побывать на Алтае, в Китае, в Персии.

На вопросы отвечал Адрей Рожнов.

 

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

AddThis Social Bookmark Button

One Response to “Интервью с Андреем Рожновым (проект Soar Yoga)”

  1. […] Vaclav placed an observative post today on […]